Дети сирийских беженцев: будущее, потерянное в войне

Из-за военного конфликта целое поколение сирийцев лишилось возможности получить образование.

Музун Алмеллехан могла бы быть обычной сирийской девочкой из Даръа, что к югу от Дамаска, мечтающей стать журналистом. Но ей помешала война, которая заставила ее семью из шести человек бежать в Иорданию в 2013 году.

Все же 20-летняя Музун – девушка необычная. В течение последних 5 лет она возглавляет кампанию за право детей-беженцев на образование.

Главное – образование

Она начала свою миссию в 14 лет, когда несколько ее одноклассниц в лагере для беженцев в Иордании из-за замужества вынуждены были бросить учебу.  «Когда мы бежали из Сирии, отец сказал, что придется все оставить дома, – вспоминала Музун. – Он разрешил взять с собой только то, что мне пригодится больше всего. Я взяла мои книги. Учебники были для меня единственной вещью, которая могла дать мне будущее».

…Ее бледное любознательное лицо в хиджабе выражает спокойную решимость, когда Музун входит в зал заседаний. Девушка приехала в Женеву, чтобы говорить о праве детей-беженцев выбирать и формировать свое будущее. И о том, что добиться этого можно только через учебу. «Образование – единственное, что имеет значение. Это единственное, что может дать нам силы и изменить наше состояние. Без образования у нас нет будущего, – сказала она изданию «Аль-Джазира». – Чтобы заново построить Сирию, мы должны быть образованы. Мы в долгу перед родиной».

Сегодня эта девочка в короткой кожаной куртке и джинсах представляет интересы более 5 миллионов сирийских детей, вынужденных из-за войны покинуть родные дома. Как и большинство из них, Музун видела слишком много для своего возраста. «Когда теряешь все, от любимых людей до дома, трудно думать, что образование имеет значение. Но это так. Особенно для нас, девочек, которые наиболее уязвимы», – считает она.

40% сирийских детей остались без школ

По данным ООН, около 43% сирийских детей-беженцев в Турции, Ливане, Иордании и Ираке не ходят школу.

Из-за сокращения финансирования сирийцам в этих странах существуют в ужасающей нищете. Согласно недавнему исследованию, проведенном ЮНИСЕФ в Иордании, более 85% беженцев за пределами лагерей живут в крайней бедности, пытаясь заработать на базовые потребности, включая образование для своих детей.

Однако трудно представить себе, что жизнь для детей-беженцев станет лучше. Война продолжается, а перспективы возвращения к нормальной жизни у 2,6 млн сирийцев в соседних странах и 2,8 млн внутренне перемещенных лиц остаются призрачными. Целое поколение сирийцев, видимо, лишилось возможности получить образование из-за войны.

«Все стороны конфликта полностью игнорируют необходимость защищать детей», – говорит представитель ЮНИСЕФ Кристоф Булерак.

Первые два месяца 2018 года были особенно кровавыми для Сирии. По данным Детского фонда ООН, с начала года было убито и тяжело ранено более 1000 несовершеннолетних. В 2017 году ЮНИСЕФ зарегистрировал смерть 910 детей, еще более 960 оказались завербованными.

В то же время в странах, принимающих беженцев, почти 10 000 сирийских детей живут одни либо разлучены со своими семьями. Из-за отсутствия документов многие из них уязвимы перед эксплуатацией и детским трудом.

Оставленные без всякой надежды, многие сирийские семьи вынуждены отдавать своих несовершеннолетних дочерей замуж, чтобы защитить их от похищения и жестокого обращения, спасти их от нищеты и голода. Хотя до войны такие браки были редкостью в Сирии, говорит Музун.

«Я помню 17-летнюю девочку, которая сказала, что должна выйти замуж за мужчину старше своего отца, – вспоминает Алмеллехан. – Я попросила ее убедить родителей в том, что образование даст ей лучшее будущее, чем муж. Я сказала ей быть храброй. В конце концов, она не вышла замуж и вернулась в школу».

В течение трех лет Музун неустанно проводила кампанию в лагерях беженцев Заатари и Азрак в Иордании, куда ее семья бежала из Даръа. «В Сирии у нас была нормальная, счастливая жизнь. У нас было все. Внезапно мы оказались в лагере беженцев, который я ненавидела».

Никто не заставлял нас идти в школу

Жизнь в лагере была трудной, вспоминает Музун. Ее семье пришлось ютиться в небольшой палатке без воды и света. Но девушка старалась не обращать внимания, она искала школу, чтобы не пропустить девятый класс.

«Никто не заставлял нас идти в школу. Это было совершенно добровольно, так что многие дети не собирались идти в школу или бросали учебу, – вспоминает девушка. – Поэтому я стала ходить по палаткам, рассказывая об образовании и призывая детей присоединиться».

Над ней часто смеялись взрослые и дети, которые считали, что брак – единственный выход из нищеты. «Я знаю, какой ужас и страх они пережили, сколько видели – забыть такое невозможно, – считает Музун. – В такой ситуации учеба в школе казалась им неуместной».

Герт Каппелер, региональный директор ЮНИСЕФ по Ближнему Востоку и Северной Африке, призвал всех воюющих в Сирии сложить оружие и прекратить войну с детьми. «Дети Сирии ждали слишком долго, – говорит Каппелер. – Мир так много раз подводил их, что мы не можем сделать это снова. История будет судить нас всех, если это повторится опять».

 

Поделиться новостью

Новости

09 апреля 24
Этот Ид аль-фитр для нас особенный: сегодня «Солидарность» отмечает свой 15-й день рождения. Но мы...
08 апреля 24
В этот Рамадан команда "Солидарности" работала в Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии и Башкортостане. Наши волонтеры раздали...
04 апреля 24
Фонд «Солидарность» доставил муку в Газу! Очередная партия помощи от «Солидарности» достигла юга анклава. А...
03 апреля 24
На Западном берегу Палестины фонд «Солидарность» распределил 400 ифтар-наборов! Мы смогли передать помощь самым нуждающимся...

Подпишись на нашу рассылку новостей

Пожертвуйте и измените жизнь человека уже сегодня!
×