
Дети Сирии и Мьянмы: между прошлым и будущим
Мир должен предпринять сейчас все возможное, чтобы обеспечить молодое поколение беженцев образованием.
От Сирии до Мьянмы дети, оказавшиеся в военном конфликте, становятся жертвами двойного предательства. Вынужденные бежать из своих домов в период самого большого кризиса беженцев после Второй мировой войны, они стали невиновными жертвами невыполненного обещания, что они смогут посещать школу. И даже когда обстоятельства ухудшаются, а число беженцев увеличивается, мир не говорит об их тяжелом положении.
Громкая поддержка прошлых обещаний гуманитарной помощи уступила место постыдному молчанию. По мере того, как цикл новостей о Сирии сходит на нет, пресса переходит к более сенсационным событиям. Между тем, 75 млн детей и молодых людей во всем мире, чье образование было прервано принудительным перемещением, теряют шансы когда-либо возвратиться в класс.
Возможно, обещание образования для всех беженцев школьного возраста не выполняется неслучайно. Никакая доброжелательность не может преодолеть международную практику благотворительности, которая остается сложной в отношении детей.
Расходы на образование по-прежнему находятся между гуманитарной помощью, которая фокусируется на самых элементарных потребностях для выживания, таких как питание, жилье и медицина, и долгосрочных программах развития, которые планируются на протяжении многих лет и медленнее подстраиваются на кризисы. В результате учеба часто воспринимается как более низкий приоритет, который финансируется в последнюю очередь.
Примером могут служить действия Координационного совета по распределению чрезвычайной помощи ООН. Он выделил дополнительно 45 млн долларов для поддержки операций по оказанию помощи в Афганистане, Центральноафриканской Республике, Чаде и Судане. Но эти средства будут направлены на жизненно важные сферы и лишь небольшая часть пойдет на образование. Между тем, такие организации, как Агентство ООН по делам беженцев (УВКБ), Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГД), ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО, делают похвальную гуманитарную работу, но не получают достаточного финансирования.
В прошлом году специально был создан Фонд «Образование не может ждать» (ECW) для закрытия дефицита финансирования и обеспечения защиты образования при стихийных бедствиях. Это был вдохновляющий шаг, поддержанный всеми структурами ООН. Но удручающая правда заключается в том, что финансирование не справляется с реальными запросами.
Молодой фонд быстро выделил свои первоначальные 120 млн долларов для обеспечения качественного образования для 3,2 млн перемещенных детей и, в свою очередь, для поддержки 17 000 учителей в Сирии и вокруг нее, а также в Чаде, Эфиопии и Йемене.
Работая с сетью партнеров, ориентированных на помощь беженцам Сирии, ECW решает структурные проблемы, такие как вознаграждение педагогов и процессы сертификации, помогает создать новую учебную программу. Вместе с министерством образования и высшего образования Ливана, который был шокирован притоком полумиллиона детей сирийских беженцев, ECW также помогает обеспечить качественным образованием всех молодых людей в возрасте 3-18 лет.
Такие инновационные инициативы представляют собой важный прогресс. Но удовлетворение потребностей детей, оставшихся вне социума, потребует гораздо больше средств, чем в настоящее время имеет в своем распоряжении ECW.
Из-за разрушительной и затяжной гражданской войны в Сирии более 7 млн детей нуждаются в гуманитарной помощи, 2,5 млн человек остались без крова. В феврале 2016 года конференция поддержки Сирии в Лондоне собрала 1,4 млрд долларов взносов на образование, но лишь часть этих средств дошла до пунктов назначения. Страна остается в руинах, и реконструкция еще не началась.
Сирийские дети-беженцы в Ливане находятся на острие этого развала. Разумеется, двухсменная учеба в школе с местными учениками освобождает ценное пространство и материалы, что позволяет обеспечить образование для ребенка всего лишь за 600 долларов в год. Но цель состоит в том, чтобы предоставить образование для более 540 000 сирийских детей в возрасте от 3 до 18 лет.
Но жертвователи внесли лишь 200 млн долларов — на 100 млн меньше, чем это необходимо. В результате сотни тысяч сирийских детей могут остаться без доступа к образованию.
Аналогичным образом, большинство из 500 000 южносуданских детей-беженцев в Уганде не могут получить образование из-за отсутствия финансирования, несмотря на щедрый жест правительства страны по предоставлению им мест в школах. Кроме того, есть тысячи детей, которые осаждаются в Мосуле, Ираке; обстреляны в Сане, Йемене; и вынуждены бежать в Бангладеш из штата Ракхайн Мьянмы. Таким образом, цикл недостаточного обеспечения и отчаяния продолжается.
Однако проблема выходит за рамки образования. Несмотря на крупные инициативы, такие как Платформа образования в области реагирования на чрезвычайные ситуации (PEER), направленные на обеспечение молодежи курсами высшего образования, тысячам квалифицированных молодых людей не удалось получить места в колледже и университете. Это не просто подрывает их собственное будущее; это будет мешать им использовать свои навыки по восстановлению своих стран. Люди не сломлены одной лишь войной. Они ломаются из-за отсутствия надежды — сокрушительной уверенности в том, что нет ничего впереди.
Дети-беженцы, как правило, не имеют паспортов, которые позволят им более свободно пересекать границы. Но их реальный паспорт на будущее создается в классе, а не на пограничном переходе. Инфраструктура может быть перестроена. Но дети никогда не смогут вернуть годы без образования, которое они пропустили.
Мы должны действовать сейчас, чтобы гарантировать: молодое поколение беженцев будет учиться. Только тогда мы можем обеспечить основу для подлинной реконструкции и дать надежду, которую заслуживают все дети.
6.10.2017 г.