Экскурсия по Сирии: какой моя страна была до войны

Идам Нор Илдин из Сирии 20 лет работал в индустрии туризма. Он обожал проводить экскурсии по местам многовековой культуры, показывая гостям, которые съезжались со всего мира, исторические сокровища Сирии.
«Мой офис находился в центре города Хомс. Туризм процветал в Сирии, и тысячи людей посещали нас каждый год. Мы показывали им старую и новую Сирию, удивляли их переменами, которые произошли за много столетий».
В Дамаске туристы любили гулять по старым улицам города и посещать его оживленную рыночную площадь. Они слушали «Хакавати» или традиционных рассказчиков, которые рассказывали народные предания. В Дарае туристы посещали театр Босра, большой древнеримский театр из списка интереснейших достопримечательностей для любого туриста, приехавшего в Сирию. В родном городе Идама гости любовались Цитаделью Хомс и многими другими объектами культуры, в том числе религиозными.
«Но древний город Пальмиры, за пределами Хомс, был моим любимым. Это была также моя особая область знаний. Колоннады, храмы и римский театр – лишь одни из потрясающих сокровищ Пальмиры. Они всегда были близки моему сердцу. Я любил показывать туристам наше наследие. Я всегда старался дать им подлинный образ Сирии – тот, который иллюстрирует, как глубоко укоренилась история и культура в нашей стране, – вспоминает Идам. – Я чувствовал такую большую гордость, когда люди, которые приезжали со всего мира, восторгались моей страной. Туристы говорили мне, что теперь они поняли, какое огромное значение имела Сирия для возникновения мировых религий и цивилизаций».
Когда начались бои, Идам Нор Илдин попал в перекрестный огонь, возвращаясь домой с работы. Пуля снайпера перебило его колено. Мужчина не знал, выживет ли он. Теперь у Идама искусственное колено, о любимой работе пришлось забыть, потому что Идаму трудно ходить без костылей. У семьи Илдин не было выбора, кроме как бежать из Сирии в Египет.
Через несколько месяцев после побега в Египет Идам увидел видеоматериалы, показывающие разрушения на его родной улице. «Я увидел, что мой офис был уничтожен тяжелым обстрелом. Половина моей жизни была проведена в этом офисе. И вместе с ним, все мои воспоминания и вся моя работа превратились в щебень. Я не мог сдержать слез».
Но Идаму трудно оплакивать свои потери, когда по всей стране так много разрушений. Потеря человеческой жизни – неоспоримая трагедия, но и потеря объектов культуры также является горем сирийского народа. Ведь вся Сирия сейчас лежит в руинах.
18 апреля отмечался Всемирный день наследия – праздник разнообразных историй и культур. Это и заставило Идама вспомнить его жизнь в Сирии до войны.
«Война уничтожила Пальмиру и многое другое. Она уничтожила прошлое и настоящее. Мы никогда не думали, что Сирия станет жертвой такой ненависти и разрушения, – говорит Идам. – В прошлом году моей семье посчастливилось получить новый шанс благодаря британцам и их правительству, которые приняли нас в своей стране. Сейчас мы живем в Херефорде в рамках программы переселения сирийских беженцев, и при поддержке Совета по беженцам и Совета Херефордшира мы постепенно находим опору в нашем новом доме».
В Британии Идам снова ощутил желание заниматься историей. Посещая достопримечательности Великобритании, Идам почувствовал, как он любит и тоскует по своей работе. Тогда Идам решил, что не имея возможности вернуться на родину, он будет рассказывать о ее красоте и культурном значении в Британии.
«Поскольку конфликт в моей родной стране идет восьмой год, я стараюсь думать о том, как сохранить мои воспоминания. Я документирую свои знания, тщательно собираю всю информацию о великой сирийской культуре. Я хочу найти способы продолжать подчеркивать значение истории и народа Сирии, – говорит Идам. – Мы много потеряли, но нам все равно есть, что показать и чем гордиться в Сирии. Сирия – это не война. Мы должны сказать миру, что мы хорошие люди с великой культурой и ценностями. И мы очень любим нашу страну».