Почему одни люди склонны к добровольной помощи, чем другие
Социальные преимущества благотворительности известны давно – человек чувствует моральное удовлетворение, помогая нуждающимся. Однако психологические аспекты волонтерства оставались неизученными, хотя знание мотивов добровольцев помогут стимулировать рост благотворительности и привлечь больше людей к этому важному делу.
По статистике, число добровольцев за последние 15 лет остается неизменным, за исключением пика в 2005 году, связанным с протестом против войны в Ираке, и в 2012 году во время Олимпийских и Паралимпийских игр.
Эту статистику приводит исследователь Эмили Дайсон, которая занимается изучением добровольческого движения молодежи в Великобритании. Исследователь публикует ежегодный отчет с результатами опроса тинэйджеров по поводу их отношения к благотворительности и дает рекомендации по улучшению взаимодействия с этой группой.
«У нас есть амбициозная цель увеличить число молодых людей, принимающих участие в благотворительных акциях до 1,5 млн к 2020 году», – говорит Дайсон.
Последние исследования показали, что 70% из 2021 опрошенных молодых людей планируют в будущем участвовать в благотворительности, при этом 41% отметили, что не совсем понимают, чем именно могли бы быть полезны. Но именно эта категория молодых людей – целевая аудитория для благотворительных организаций, которые хотят привлечь максимум добровольцев.
Аналитики классифицировали респондентов по трем группам в зависимости от их мотивации: активные, потенциальные и апатичные – и разработали рекомендации для каждой из них. Так, молодежь из активной группы можно побудить делать еще больше, демонстрируя им реальные плоды их труда и показывая, насколько важна их деятельность. Потенциальных волонтеров проще привлекать через позитивные примеры – например, когда благотворительностью занимаются их родители и учителя. А апатичных приучить к добрым делам можно только, если выработать у них привычку помогать слабым с ранних лет. Исследование показало, что чем раньше ребенок начинал волонтерить, тем чаще к совершеннолетию он оказывался в группе активистов. Именно в этой группе первый опыт волонтерства ребята приобретали до 11 лет!
Эмили Дайсон признает, что это очень важные данные для благотворительных фондов, ведь «если вы растите детей, привлекая их к участию в социальной деятельности с ранних лет, они будут продолжать делать это на всю оставшуюся жизнь».
Этот отчет был использован Ассоциацией скаутов, которая создала молодежную программу социальной помощи с участием школьников. И этот опыт успешно внедряется Департаментом образования в экспериментальном партнерстве благотворительных организаций со школами.
В другом исследовании психологи решили ответить на вопрос, как привлечь и удержать взрослых добровольцев. Джастин Дэвис Смит, старший специалист по волонтером в Cass Business School и бывший исполнительный директор «Волонтерство Англии», отмечает, что уже есть примеры благотворительных стартапов, успешно использующих технологии, которые помогают людям успешно встраивать добровольчество в свою жизнь.
«Одно из самых больших препятствий на пути добровольчества – нехватка времени, или, точнее, то, что воспринимается, как нехватка времени», – говорит он. Ведь даже без траты времени можно сделать что-то полезное. Дэвис Смит приводит примеры из практики: так, общество «Клуб кастрюль» просит своих участников во время кулинарных мастер-классов готовить на одну порцию больше и отдавать ее одиноким людям по соседству. А в прошлом году торговая сеть Oxfam запустила кампанию «5 минут» в ряде своих магазинов. Покупателям предлагались на выбор варианты помощи, которые можно осуществить за 5 минут и без особых затрат, например, выпить чашку чая с одиноким соседом. Психологи уверены, что главный инструмент привлечения людей среднего возраста в благотворительность – уничтожение стереотипа, что волонтерство занимает много времени.
В ходе своего исследования Дэвис Смит также определил шесть поведенческих принципов, которые могут быть использованы для привлечения большего числа добровольцев.
- Личностный рост – обеспечение обучения и возможности изучать новые навыки
- Влияние – позволить добровольцам увидеть, как они реально меняют ситуацию к лучшему
- Голос – способ заявить о своей социальной позиции
- Открытость – сделать процесс регистрации и участия в программах легким и гибким
- Признание – благодарность от тех, кто получил помощь
- Общение – знакомство с другими добровольцами, сотрудниками в и бенефициарами).
«В конечном счете, речь идет о создании возможностей для людей, которые могут изменить ситуацию, – говорит Дэвис Смит. – И, чтобы привлекать больше волонтеров, нам нужно сделать благотворительность привлекательной, доступной и естественной».