Раскрыть таланты: как ливанские учителя помогают беженцам из Сирии
Опираясь худеньким телом на старую деревянную парту в центре класса, 12-летний Абед объясняет задачу по математике трем другим детям. Этот мальчик – беженец из Сирии, а его ученики – сирийские и ливанские одноклассники школы Аль-Хайдария в Сарафанде, что на юге Ливана.
«Абед – очень одаренный ребенок, – говорит учитель Аббас Маанна. – У него большие способности к математике, которыми могут похвастаться лишь немногие дети в его возрасте».
Талант Абеда, возможно, остался незамеченным, если бы не 26-летний ливанский преподаватель, который помог мальчику стать одним из лучших учеников. «Раньше мне не нравилась школа, – поясняет Абед. – Я хотел хорошо учиться, но ненавидел ходить в школу. Когда я встретил профессора Аббаса, моя жизнь изменилась».
Они познакомились два года назад, когда преподавать в эту школу Маанна направило НПО Teach for Lebanon (TFL). Эта неправительственная организация обучает и нанимает лучших выпускников Ливана для работы в самых отстающих школах страны. «У нас всегда существовал разрыв между образованием в частных и государственных школах, – говорит Аббас. – TFL хочет нивелировать эту разницу в ресурсах, педагогическом составе, а также в психологической поддержке учеников».
«Когда я встретил учителя Аббаса, моя жизнь изменилась»
Уже восьмой год в Ливане проживает около 976 тысяч зарегистрированных беженцев из Сирии. Больше половины вынужденных переселенцев – 490 тысяч человек – составляют дети школьного возраста (от 3 до 18 лет). Но только около 220 тысяч ребят посещают государственные школы.
Абед – один из таких счастливчиков. Ведь среди беженцев количество детей, зачисленных в учебные заведения, значительно ниже общемировых показателей. Так, недавнее исследование УВКБ ООН показало, что начальную школу посещает 61% детей вынужденных переселенцев (в сравнении с 92% по миру). Но дальше цифры еще хуже. В среднюю школу ходит только 23% детей беженцев, тогда как в мире – 84%.
Программа стипендий TFL помогает получить образование более чем 5 000 маленьких сирийцев и ливанцев. «Это наша миссия – не делать различий между детьми, – говорит Аббас. – Ребенок может быть палестинцем, сирийцем или ливанцем. Независимо от национальности или его происхождения, мы хотим дать шанс всем детям проявить себя».
В классе Аббас использует интерактивные инструменты, песни, видео и командные виды работы. «Мне нравится его метод обучения, – рассказывает Абед. – Он не сердится, и всегда терпелив».
Мальчик благодарен своему учителю за многие вещи. За то, что помог повысить самооценку, развил его способности и научил помогать другим. «Некоторым из его одноклассников не давалась математика, но всего за два месяца Абед смог подтянуть их до приличных отметок, – улыбается Аббас. – Абеду же такие уроки помогли стать увереннее в себе».
Мальчика также выбрали для участия в двух международных школьных конференциях в Индии и США. К сожалению, из-за статуса беженца он не смог попасть ни на одну из них.
Отношения между Абедом и Аббасом вышли за рамки класса. Ливанский учитель часто приходит в гости к мальчику, беседует с его отцом. «Очень важно наладить отношения с родителями, потому что мы имеем дело с семьями беженцев, имеющих особые потребности».
С начала войны в Сирии более 5,6 миллиона человек, в том числе около 2,6 млн детей, были вынуждены искать новую родину в соседних странах. Сейчас многие из них живут в условиях крайней нищеты, сталкиваются с проблемой обеспечения таких базовых услуг, как здравоохранение и образование.
Ситуация усугубляется дефицитом финансирования программ УВКБ по оказанию помощи сирийцам в этом году. Для поддержания проектов ООН крайне необходимо$270 млн.
Абед и его семья бежали из Сирии в конце 2011 года. Сейчас они живут на ферме, где отец мальчика работает от зари до зари, чтобы прокормить детей. «Я не знаю, как отблагодарить его, – говорит отец Абеда Ахмад об учителе. – Он так много делает для моего сына».
«Эти дети дают мне надежду»
Вернувшись в школу, Аббас играет в футбол во дворе с Абедом и его одноклассниками. Школьники, похоже, любят учителя. Для них он больше друг, чем педагог. «Эти дети дают мне надежду. Абед показал, что в жизни нет ничего невозможного. Несмотря на трудности, всегда есть надежда на успех», – улыбается Аббас.
Абед говорит, что хочет стать ученым и с гордостью показывает небольшую машину для сладкой ваты, которую изобрел сам. «Я научился у профессора не сдаваться и помогать другим. Я мечтаю однажды вернуться в Сирию, чтобы сделать ее сильной и процветающей».
По материалам УВКБ ООН.