Вашингтон Пост: У него не было оружия или коктейля Молотова

Жители Газы требуют расследования применения Израилем боевого оружия
Утром после того, как семья похоронила 19-летнего Абдула Фаттаха Абдул Наби, они остались в палатке, чтобы принять соболезнования скорбящих и пересматривать видео того момента, как израильские солдаты стреляли парню в затылок.
На видео подросток, одетый в черное, убегает от пограничного заграждения Газы с Израилем с шиной в руке. До того, как добраться до толпы, он падает от выстрела.
«У него не было пистолета, не было коктейля Молотова, была только шина. Шина как-то угрожала израильтянам? – спрашивает его брат, 22-летний Мохамед Абдул Наби. – Он не шел к израильской стене. Он убегал от нее».
Подросток был одним из, по меньшей мере, 15 человек, убитых израильскими силами в секторе Газа во время мирного «Марша возвращения» в День Земли, годовщину экспроприации арабской земли израильтянами. Но он закончился как самый кровавый день на территории 140 квадратных миль со времен войны 2014 года между Израилем и ХАМАС, пишет влиятельная американская газета «Вашингтон Пост».
Семья Абдулы Фаттаха относится к тем, кто требует расследования израильской реакции на протест, заявив, что видеоролики показывают, что их сын не представлял угрозы. По данным министерства здравоохранения Палестины в Газе, более 700 человек получили ранения в результате применения боевых патронов против демонстрантов.
ООН заявила, что она «глубоко обеспокоена» и призвала провести прозрачное и независимое расследование. Израильская правозащитная группа «Адала» и Центр по правам человека Аль-Мезана, базирующийся в Газе, направили письмо генеральному прокурору Израиля Авичай Мандельблиту с требованием подотчетности. В письме они заявили, что использование открытого огня против гражданских лиц является «вопиющим нарушением международного права».
Израиль ответил, что он придерживается строгих правил взаимодействия, чтобы совладать с толпой в 30 000 человек вдоль границы, заявив, что «мятежники» бросали коктейли Молотова и камни, жгли шины и попытались прорваться через забор.
Израильские военные не сразу ответили в субботу на просьбы дать свои правила проведения митингов. Лишь в дни, предшествовавшие демонстрации, военные сбросили листовки, предупреждая жителей Газы о том, что протестующие должны оставаться на расстоянии не менее 300 метров от пограничного заграждения, или они рискуют быть расстрелянными.
Израиль обвинил ХАМАС в использовании ширмы мирных демонстраций для совершения нападений. ХАМАС сказал, что только пятеро погибших были членами военного крыла, обнародовав их имена и фотографии. Израиль обозначил число убитых боевиков ХАМАСа в восемь человек, включая 20-летнего юношу с именем, похожим на Абдул Фаттах. Израиль сказал, что двое других умерших также были членами воинствующих групп.
Семья Абдула Фаттаха ответила, что он работал в магазине фалафеля у брата в течение недели и на кухне по пятницам. И он не принадлежит к вооруженному крылу ХАМАС.
В сравнении с фото мертвых боевиков, не было никаких признаков того, что он относился к какой-либо группе. Плакаты с фотографией в погребальной палатке показали, что он носил черную галстук-бабочку, а не военную одежду, типичную для бойцов. Израильские военные не ответили на просьбу прокомментировать это несоответствие.
Его семья, однако, не пыталась скрыть тот факт, что Абдул Фаттах пошел на демонстрацию и бросал камни. Но они отметили, что это не причина для его расстрела. «Они бросали камни, но камни не достигали забора, – сказал 28-летний Алаа Абдул Наби, еще один брат убитого демонстранта. – Это было послание, что мы бросаем камень с нашей земли».
Многие демонстранты заявили, что они шли на мирные протестные акции. Семья 20-летнего Бадра Саббага сказала, что он приехал просто посмотреть демонстрацию, а его застрелили. Они отвергли утверждение израильской армии о том, что все убитые проявляли насилие. «Бадр попросил сигарету, я отдал ее ему, он два раза затянулся, а затем ему выстрелили в голову, – сказал Мухаммед Саббаг, его 29-летний брат. – Он был там всего 10 минут».
«Я взял своих внуков. Мы пошли на мирную демонстрацию, – сказал его отец, Файик Саббаг, 64 года. – Мы пошли туда, чтобы сказать им, что это наша земля, но жестокость, что мы встретили, была несоразмерной». Демонстрации, которые ХАМАС и другие палестинские группировки надеются проводить еще полтора месяца, в субботу на границе собрали уже меньше людей, чем днем ранее.
Палестинский фотограф Махмуд Абу Салама снимал в то время и захватил последние моменты жизни Абдула Фаттаха. Он сказал, что мужчина, запечатленный в зеленой рубашке на видео, направился к пограничному забору, чтобы забрать шину, оставленную там ранее утром. Он снят, ползущим на животе к шине, подобрав ее, мужчина хочет вернуться в толпу, но пули поднимают пыль вокруг его ног. Когда он спотыкается, Абдул Фаттах бежит, чтобы помочь ему и схватить шину. Салама сказал, что Абдул Фаттах был застрелен в нескольких сотен метров от забора. «Он был убит хладнокровно, – сказал Алаа. – Мы сообщим об этом Организации Объединенных Наций. Мы хотим знать, кто участвовал в его убийстве. Он не был вооружен».
Небольшая надежда на привлечение кого-то к ответственности, которую поддерживает израильская правозащитная группа B’Tselem, все же есть. «Это предсказуемые результаты явно незаконной кампании: израильские солдаты стреляют боевыми патронами в невооруженных палестинских демонстрантов, – сказал Амит Гилуц, представитель группы. – То, что также предсказуемо, – это то, что все – от снайперов на местах до высокопоставленных чиновников, чья политика превратила Газу в гигантскую тюрьму, – вероятно, когда-нибудь будут привлечены к ответственности».
Абдул Фаттах, как и большинство жителей Газы своего поколения, никогда не покидал Сектор Газа. Израиль ввел жесткие ограничения на перемещение товаров и людей, поскольку ХАМАС взял под свой контроль анклав в 2007 году. Однако за прошедший год Организация Объединенных Наций предупредила, что гуманитарная ситуация в Газе быстро ухудшается, добавив, что ее экономика может рухнуть. Уровень безработицы составляет около 50 процентов.