Чего мы не знаем об образовании детей-беженцев

Кризис беженцев становится все острее. Все беженцы нуждаются в помощи, но дети особенно уязвимы. Один из лучших способов смягчить их бедственное положение – дать им образование. Принимающие страны, которые часто находятся вблизи зон военных действий, изо всех сил пытались интегрировать детей-беженцев в свои системы образования. Среди зарегистрированных беженцев, включая беженцев из Афганистана и Сомали, 3,75 миллиона детей (900 000 из них сирийцы) – не учатся в школе. Всем известно, что шанс того, что ребенок-беженец будет лишен школьного образования, в пять раз выше, чем в среднем по миру.
Это пятно на международном сообществе, считает бывший министр образования Ливана Элиас Бу Сааба, выступая на сайте ГульфНьюс. Крайне важно, чтобы дети-беженцы получали образование, чтобы они могли когда-нибудь вернуться в свои родные страны с навыками и знаниями, необходимыми для создания развитых государств. Одна молодая девушка-беженка, с которой я встречался, хочет сделать именно это. Когда я спросил ее о своих будущих планах, она сказала мне, что ее мечта стать инженером, чтобы восстановить свою страну.
Образование также является жизненно важным инструментом борьбы с экстремизмом, который порабощает умы молодых людей без надежды на будущее. Посещение школы имеет большое значение для благополучия детей, поскольку она дает им доступ к базовым медико-санитарным услугам и защищает их от ужасов детского труда и проституции.
К счастью, такие страны, как Греция, которая находится на переднем крае кризиса беженцев в Европе, в настоящее время добавляет дополнительные положения о постоянном образовании беженцев. Но к проблеме в Ливане нам пришлось подойти творчески, чтобы приспособить приток беженцев из Сирии.
Когда сирийские беженцы впервые прибыли к нам, система образования Ливана уже нуждалась в реформе. В настоящее время в Ливане проживают около двух миллионов мигрантов, в том числе 1,5 миллиона сирийских беженцев, в дополнение к населению 3,75 миллиона человек. Из-за того, что на двух граждан приходится один беженец, в Ливане наблюдается огромный рост спроса на государственные услуги, такие как здравоохранение и образование.
Помимо 250 000 ливанских студентов в государственной школьной системе, ливанскому правительству пришлось найти возможности обучить 450 000 сирийских детей. Чтобы помочь удовлетворить эту потребность, мы создали инициативу «Достижение всех детей с образованием» (RACE), ориентированную на улучшение доступа к образованию для сирийских беженцев и малоимущих ливанцев.
Поскольку крайне важно, чтобы мы обеспечивали образование для всех детей, нам пришлось как можно активнее задействовать все наши ресурсы. Сегодня многие сирийские беженцы в школьном возрасте учатся у тех же учителей, что и их ливанские сверстники, и многие из наших школ работают в две смены по утрам и после обеда для обучения беженцев.
До сих пор в Ливане размещалось около 40 процентов всех зарегистрированных УВКБ беженцев из числа детей школьного возраста. Ежегодные расходы составляют приблизительно 343 долларов на каждого сирийского ребенка, учащегося в утреннюю смену, и 550 долларов для ребенка, учащегося во второй половине дня. Но Ливан не является настолько стабильным, чтобы взять на себя это бремя.
Несмотря на то, что в 2016 году в поддержку Сирии в Лондоне были объявлены взносы на общую сумму 12 млрд долларов, многие из этих средств были серьезно задержаны или не поступили вообще. Недавнее исследование детской благотворительной организации TheirWorld обнаружило, что пока было предоставлено только 400 миллионов долларов из обещанных за образование 1,4 миллиарда долларов.
Трудно подтвердить, что отдельные правительства выполняют свои обещания, но стало совершенно ясно, что международное сообщество в целом работает слишком медленно. Мы не можем заморозить школьное обучение детей, ожидая финансирования. Чем дольше дети не получают образования, тем труднее будет вернуть их в классные комнаты и продолжить учебу.
Помимо выполнения своих обязательств по финансированию, международному сообществу необходимо увеличить инвестиции в мобильные образовательные технологии. Например, инструменты дистанционного обучения будут особенно полезны для обучения детей в лагерях для беженцев. Один хороший учитель сможет преподавать везде, где есть спутниковая связь, компьютерное оборудование на солнечной энергии и интерактивный живой канал.
Идея преподавать посредством метода дистанционных учебных классов (TRC), финансируемого УВКБ, может осуществляться через программу дистанционного обучения под наблюдением Фонда Варки. С помощью TRC преподаватель в классе в столице Ганы, Аккре, может провести уроки для 300 детей-беженцев, многие из которых покинули дом из-за конфликта в Кот-д’Ивуаре и теперь посещают начальную школу в лагере беженцев в Западной Гане. Эти перемещенные дети в настоящее время наверстывают свое базовое образование, а также изучают язык принимающей страны. И они будут иметь хорошие возможности для продолжения среднего или высшего образования в будущем.
TRC демонстрирует, что могут сделать правительства, благотворительные организации и частный сектор посредством творческого сотрудничества. Но политики должны активизироваться и действовать. Лидеры всего мира, особенно те, кто недавно был избран, должны реагировать на глобальный кризис беженцев и ставить ее во главу своей повестки дня.
С этой целью я присоединился к группе Atlantis в качестве члена-основателя. После того, как в этом году мы выступили на Глобальном форуме по образованию, мы начали объединять бывших министров образования и глав государств со всего мира, чтобы помочь правительствам и директивным органам решать основные проблемы нашего времени, в том числе проблему образования беженцев.
Мир не может требовать, чтобы небольшая группа стран на границах военных зон несла исключительную ответственность за перемещенных беженцев. Чтобы решить кризис беженцев, страны, которым посчастливилось жить в мире и безопасности, должны внести свой вклад.
17.07.2017