10 минут на спасение Луайя

Десять минут понадобилось судье Приморского районного суда Санкт-Петербурга, чтобы решить судьбу Луайя Аль Бассиони из Газы.
Всего десять минут на то, чтобы остановить процесс выдворения студента из России.
Десять минут вместо 25250 часов (105 дней), которые Луаю пришлось провести за решеткой из-за безразличия и равнодушия чиновников.
…Студенты Санкт-Петербургского педиатрического медуниверситета (СПбГПМУ) сейчас сдают сессии и пишут курсовые работы. Среди них нет Луая Аль Бассиони из Газы. Молодой человек хорошо учился четыре года, однако так и не попал на экзамены. В январе 2025 года он сменил университетские аудитории на шестиметровую камеру спецприемника.
…Луай приехал в Россию в 2020 году, чтобы учиться на лора в Санкт-Петербурге. У него была открыта студенческая виза, однако в продлении документа ему отказали. Причиной стали… два нарушения правил дорожного движения.
После начала войны в Газе Луай запросил временное убежище в России. Однако и на этот раз студент получил отказ. Аль Бассиони обжаловал решение в Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ. Но вместо ответа оказался в спецприемнике. Несмотря на законность пребывания в России, суд принял решение депортировать студента в воюющую Газу.
Луай обратился за помощью в фонд «Солидарность». Мы поддерживали студента и раньше: из-за войны на родине его родители не могли оплачивать обучение сына в России. Это обязательство фонд взял на себя.
Фонд помог Аль Бассиони и в этот раз. Благодаря содействию адвокатского бюро «Мусаев и партнеры» дело Луая ведут лучшие юристы Москвы и Санкт-Петербурга.
По мнению адвоката Ибрагима Ильясова, задержания студента можно было избежать. «Луайя в принципе не должны были привлекать к ответственности, — говорит он. — Процедура обжалования решения миграционной службы предусматривает легальность нахождения человека на территории РФ».
«Депортация Луайя невозможна с правовой точки зрения, — говорит партнер Адвокатского бюро «Мусаев и партнеры», руководитель Программы «Право на убежище», к.ю.н. Кирилл Жаринов, который также занимается делом студента. — К ситуации Аль Бассиони применяются положения Конвенции против пыток, обязывающие власти России отказаться от любой формы высылки лиц, чьей жизни или здоровью угрожает опасность на родине, а также Конвенции о статусе беженцев, запрещающей принудительное возвращение искателей убежища».
Тем не менее Луаю пришлось провести 89 дней в спецприемнике и 16 дней в Центре временного содержания иностранных граждан, прежде чем он оказался на свободе. Недавно суд согласился с доводами адвокатов Аль Бассиони: на удовлетворения ходатайства о прекращении выдворения студента из страны судье понадобилось всего 10 минут.
Впереди Луая ждет процесс легализации и получение статуса беженца в России. А пока он вынужден жить в режиме ожидания: без документов невозможно работать или учиться. «Все, что мне остается — сидеть дома и обновлять новости про Газу», — говорит Луай.
На родине у него осталась большая семья и обломки прошлой счастливой жизни. Оккупанты разрушили их огромный дом, убили родственников, похитили мужа сестры. Отец Луайя серьезно болен: он вынужден жить под капельницами. «Поскорее бы эта война скорее закончилась, — говорит Аль Бассиони, — я шесть лет не был в Газе, но пока мне некуда возвращаться».
Больше всего Луай мечтает вернуться за парту. «Я готов пройти курс заново, лишь бы мне дали возможность снова учиться, — говорит он. — Я мечтаю работать врачом и помогать людям».