Эрдоган: герой Сомали

Никто не сомневался,  что президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана будут принимать в Сомали как героя. На прошлой неделе он пообещал, что не отменит поездку, несмотря на теракт в столице страны Могадишо накануне его запланированного визита. Позже было  объявлено, что визит откладывается на пару дней в связи с похоронами короля Саудовской Аравии Абдаллы бин Абдель Азиза.

И все же готовность  Эрдогана посетить эту африканскую страну  так скоро после теракта только усилила его популярность. Он прибыл в аэропорт Могадишо в воскресенье утром, и был тепло встречен президентом Сомали Хасаном Шейхом Махмудом.

Но как удалось человеку, которого в чем только не обвиняют турецкие и западные СМИ – от коррупции и мании величия до диктаторских замашек и  внесения раскола  – добиться столь завидного положения в  Сомали? Дело в том, что Эрдоган успел сделать для Сомали столько, сколько не делал ни один мировой лидер за последние десятилетия.

В августе 2011 года, еще будучи премьер-министром, он проигнорировал распространенные представления о Могадишо как о некой «запретной зоне», и отправился туда вместе со своей семьей, ведущими министрами,   представителями неправительственных организаций и деловых кругов.

Его визит стал  первым за два десятилетия приездом неафриканского лидера в столицу истощенной голодом Сомали. А тот факт, что произошел он  во время священного месяца Рамадана, только подчеркивал,  что Анкара не собирается отказываться от «своих мусульманских братьев и сестер».

Новая парадигма

Вопреки давлению «мирового сообщества», Эрдоган упорно сопротивлялся втягиванию в поле международной коррупции в Найроби.

С 1991 по 2011 год, ООН и ее дочерние международные институты – в основном базирующиеся в соседней Кении – собрали около 55 миллиардов долларов  в пользу Сомали. Однако народ, от имени которого была собрана эта внушительная сумма, не получил не только какого-либо значительного  инфраструктурного проекта, но и  вообще ни одного устойчивого проекта.

Команда Эрдогана имела четкие инструкции: добиться ощутимых, устойчивых результатов с помощью турецких средств на общую сумму около  500 млн. долларов.

Начались масштабные двусторонние усилия по созданию государства: строились дороги, больницы, мечети и школы, был расширен аэропорт и основаны многие деловые товарищества.

В невероятно короткий период времени план Эрдогана реанимировал Сомали из предсмертного состояния.

Ничто не иллюстрирует лучше этот факт, чем то  глубокое воздействие, которое оказала турецкая модель гуманитарной помощи на  внутренне перемещенных лиц в Сомали.

Помимо  создания пунктов питания, предоставления достойного жилья и  медицинских клиник, турецкая модель повысила средний уровень жизни этих людей за счет расширения экономических возможностей. Уже одно это сделало Эрдогана более популярным, чем президент переходного федерального правительства Шариф Шейх Ахмед и нынешний президент Сомали. Его именем в этой стране называют сейчас больше всего новорожденных.

Африканское турне

С одной стороны, сомалийская  поездка Эрдогана – часть турне по Африке, предназначенного для укрепления экономических и дипломатических связей Турции с десятком ближайших африканских партнеров. С другой – она должна  придать новый импульс стратегическому партнерству между двумя странами, и еще раз подтвердить готовность Турции сохранить его  в долгосрочной перспективе.

Безусловно, Африка стала геополитическим и геоэкономическим центром тяжести 21-го века, и поэтому Турция хочет укрепить свое стратегическое положение. В лице Сомали Турция имеет братскую страну у Индийского океана; страну,  с которой она разделяет глубокие исторические связи, и высокий потенциал развивающегося рынка.

Ввиду конкурирующих интересов стран-доноров, траектория турецко-сомалийских отношений не лишена своей доли оппозиции. Помимо группировки «Аль-Шабаб» – которая считает врагом любого друга правительства, и взяла на себя ответственность за последний теракт – существует скрытая и пассивная враждебность,  исходящая от определенных элементов международного сообщества.

Сводится она, главным образом, к двум причинам.  Во-первых, чем более закрепляет Турция свои ​​успехи в Сомали, тем более обнажается некомпетентность и систематическая коррупции международной модели гуманитарной помощи.

Во-вторых (что, возможно, более важно), чем больше Турция преуспевает, тем большее признание в мире получает турецкая политическая модель – гибрид современного правительства и исламских идеалов.

Прокладывая путь

В последние годы так называемая «Арабская весна» проложила путь к власти исламским политикам в ряде арабских стран.  Как и Партия Справедливости и развития в  Турции, исламские политические силы в Египте и Тунисе уверенно победили на всех выборах и поднялись до высших политических позиций.

Это заставило сильно нервничать  некоторых лидеров в странах Персидского залива. В ответ они установили тесные отношения с установившимся после переворота режимом в Египте, чьи методы работы сводятся к следующему:  хороший исламист – либо покоится в земле, либо  умирает медленной и мучительной смертью в подземных казематах.

Страх проиграть  исламским политикам на выборах присущ не только арабским странам. Некоторые западные государства, очевидно, полагают, что приход к власти  исламских правительств не может не сказаться  на геополитике, и, следовательно,  на балансе сил в различных стратегических регионах.

Именно на этом фоне Эрдоган прибыл в Могадишо, чтобы перерезать ленточку на открытии  ультрасовременной больницы стоимостью во много миллионов долларов, названной в его честь. Затем он должен был провести личную встречу со своим сомалийским коллегой.

На повестке ее были, прежде всего, три вопроса: крупные проекты, чтобы подтолкнуть сомалийскую экономику; натянутые  отношения сомалийского президента с египетским  Абдель Фаттахом аль-Сиси; и готовность Турции использовать инвестиции в 3 миллиарда долларов в Эфиопии как рычаг для ослабления региональной политики разделения.

В конце концов, Эрдоган давно уже благоразумно поддерживает Сомали, сохраняя беспристрастность в крайне текучей и движимой клановыми интересами внутренней политике.

Абукар Арман,  бывший спецпредставитель Сомали в  США, внешнеполитический аналитик.

Аль-Джазира

 

Поделиться новостью

Новости

25 апреля 24
Еврейские оккупанты казнили на территории медицинского комплекса Насер 392 человека. Эта цифра не окончательная, раскопки...
22 апреля 24
Он закрыл свою клинику в Каире и с тех пор работает на севере Сектора Газа....
09 апреля 24
Этот Ид аль-фитр для нас особенный: сегодня «Солидарность» отмечает свой 15-й день рождения. Но мы...
08 апреля 24
В этот Рамадан команда "Солидарности" работала в Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии и Башкортостане. Наши волонтеры раздали...

Подпишись на нашу рассылку новостей

Пожертвуйте и измените жизнь человека уже сегодня!
×